?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Весной мне стукнет 58; а я и не заметила, как выросли три сына; им уже 37, 32 и 23 года. Прямо, как в русских народных сказках: «И было у деда с бабкой три сына, младшенького звали Иваном». Их личности полностью состоялись. Можно уже не волноваться за мальчишек. Конечно, неприятности и трагедии в жизни у них еще будут, без этого не обойтись. Но главное – каждый из них нашел свой путь, свое дело; появилась та основа, опираясь на которую можно преодолеть любые невзгоды и не сломаться. Как это удалось? Попробую оглянуться и вспомнить.

В то время, когда дети росли, об их воспитании я даже не задумывалась, все шло само собой. Да и минутки свободной у меня не было, чтобы остановиться и поразмышлять на эту тему. Трое детей, собаки-кошки-птички-рыбки, два института, постоянная работа, домашнее хозяйство и отсутствие бабушек-дедушек в виде помощи и поддержки. Утром  вставала на час раньше всех, чтобы привести себя в порядок, нарисовать лицо, приготовить завтрак. В 7 часов расталкивала детей, и мы разбегались по своим делам; дома оставался только Ленчик, так как он никогда не спешил с утра. Днем – работа, школы, кружки, магазины. Все дома собирались только к вечеру - ужин, и в люльки. На нотации и нравоучения времени не было; общались не много, в основном по дроге, в транспорте, во время ужина  – что произошло за день, с кем поссорились или помирились, какое кино посмотрели, что надо прикупить, куда пойдем погулять в выходной, что болит. Говорили и о детских, и о взрослых делах, происшествиях; часто мальчишки просто слушали наши с Ленчиком беседы. Так и росли дети, без намеренного педагогического воздействия.   

Мысли о воспитании появились только сейчас, когда я обрела статус бабушки. Вот, в пединституте нам говорили, что ребенок – это единство трех равноценных составляющих: врожденных данных, отпечатка его социальной среды и воспитательного воздействия. Мой богатый жизненный опыт и многолетняя профессиональная работа это утверждение опровергает; я уверена, что части распределяются не как равные трети, а 90/5/5. То есть, роль воспитания не такая великая, как многим кажется. Сейчас, став мудреватой Черепахой Тортиллой, я это уже понимаю, а раньше просто чувствовала данную пропорцию интуитивно.

Поэтому я никогда не занималась намеренным воспитанием своих детей, а только старалась их понять и по мере сил развивать. Конечно, может показаться странным, как это – не воспитывать, ведь данной функции семьи никто не отменял. А я и не открещиваюсь, просто воспитывать должна сама обстановка родного дома, окружение детей и пример родителей! Ведь дети воспринимают общий уклад семьи, взаимоотношения родных, домашнюю обстановку и атмосферу как норму; и затем неосознанно строят личную жизнь по усвоенному с пеленок образцу. Поэтому читать нотации, проводить нравоучительные беседы, вдалбливать правила поведения бесполезно, если они противоречат тому, что ребенок видит и слышит ежедневно.

Будут ли призывы к правдивости эффективными, если ребенок слышит от кого-то из родителей, когда звонит телефон: «Скажи, что меня нет дома»? Будет ли ребенок соблюдать этикет, если ежедневно не пользуется салфеткой, вилкой, ножом? Будет ли любить читать, если родители вечерами и в выходные зависают у телевизора, а дома из чтива есть только бульварные журналы? Будет ли малыш разговаривать спокойно и приветливо, если тон общения и словарный запас у родителей, как у Эллочки-людоедки? Поэтому и получается, что если хочешь, чтобы твой ребетенок вырос воспитанным и культурным человеком, будь сам на должном уровне, ведь на апельсиновом дереве не растут мандарины.

В итоге получается, что мы, родители, должны заниматься сами собой -развиваться, обогащать свою личность, стремиться к профессиональным достижениям, к полноценной и интересной жизни. Тогда и ребенок, находящийся рядом, неизбежно скопирует любимых родителей и «самовоспитается» без лишних слов и специальных нравоучений. Это общий тренд, а как действовать внутри него, как преодолевать обязательные детские проступки и спотыкания о нравственные кочки, ведь без проблемных ситуаций еще не вырос ни один ребенок. Я тоже столкнулась и с воровством, и со спекуляцией, с ленью, с капризами. Разнообразные педагогические книжки были бесполезны, так как в них описывались общие методы и приемы, а мне нужно было знать, как поступить именно с моим сыном и в конкретной ситуации. Помогало найти верные подходы и решения мое не совсем обычное для того далекого времени отношение к детям – и к своим, и к детсадовским.

Я уверена, что любой ребенок – это равноценная нам Душа, которая пришла на Землю для выполнения своей уникальной миссии. А мы, родители, должны помочь ей войти в наш мир - познакомить с опытом предыдущих поколений, с накопленными человечеством знаниями, с обустройством современного мира; и поспособствовать реализации того потенциала, с которым малыш родился. Я никогда не понимала родителей с собственническим отношением к своим чадам: «Моя вещь, куда хочу, туда кладу». Индикатором этой позиции всегда служила фраза: «Ты наш сын/дочь, мы тебя любим, поэтому лучше знаем, что тебе надо, и, по определению, не можем сделать ничего плохого». Странно, ведь Душа ребенка может быть намного старше и мудрее нашей.

Так вот, это внутреннее убеждение всегда служило мне точкой опоры при решении педагогических проблем. Ой… что-то много получилось на один пост, в следующем продолжу.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
darling_elena
Dec. 16th, 2011 12:19 pm (UTC)
вот в пропорции я с вами совершенно согласна, тоже давным давно поняла, что генетика и врожденный темперамент на 90 процентов определяют человека. Ну, еще способность к самообучению и уровень рефлексии, наверно, но это тоже врожденное.
Тоже правтически не занималась так называемым "воспитанием" детей. Наблюдала, слушала, замечала - это да. Разговаривала, конечно, рассказывала, что я думаю по тому или иному поводу, давала какие-то оценки ситуациям. Но это всегда был именно моей оценкой, а не позицией "так должны думать все". Всегда считалась в семье демократом, а с точки зрения свекрови и вовсе малахольной дурочкой - вместо того, чтобы заставить сделать, как считаю нужным, договаривалась, искала компромисс, предлагала выбор...
Мне еще рано говорить об итогах, но сравниваясь со многими, понимаю, что удалось избежать многих проблем переходного возраста, да и вообще - непонимания у нас в семье никогда не было.
astrosite
Dec. 16th, 2011 12:31 pm (UTC)
у меня тоже свекровь была жесткая. она так управляла моим мужем, что в итоге сломала его характер. вот я и старалась не повторить этого.
corabelwevyj
Dec. 30th, 2011 06:47 pm (UTC)
До лучших времен меньше суток ))!


( 3 comments — Leave a comment )