?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  Учиться в балетной школе было тяжело. Илька выходил из дома в 8 утра и приходил в 8, 9 вечера. С 9 до 18 шли уроки: общеобразовательные – обычные школьные и специальные – хореографические, музыкальные. Если честно, то стандартная школьная программа давалась в МАХУ плохо. Учителя просто физически не могли впихнуть весь необходимый материал в ограниченное количество учебных часов. Да и на домашнюю работу ребят им рассчитывать не приходилось. Главный упор в балетной школе, естественно, делался на специальные предметы – ежедневные два урока классики плюс народно-сценический, историко-бытовой, дуэтный, современный, фортепьяно, сценическое мастерство и т.д.    

Будущим танцовщикам приходилось учиться целый день, лишь с сорока пяти минутным перерывом на обед. А после 6 вечера начинались репетиции. В те годы в МАХУ ставили два полноценных спектакля, в которых были заняты почти все классы – «Коппелию» и «Тщетную предосторожность». Спектакли яркие, задорные! А как очаровательно там выглядели малыши из начальных классов! Один танец в сабо чего стоил! Как-то моя мама чуть не вывалилась из ложи в Большом, находясь во власти восторженных чувств и театральным шепотом крича: «Ой, это же мой Илюша! Смотрите, мой внук!».  

Ильку ставили везде, да еще сразу дали Па-де-труа из Щелкунчика; с этим номером даже в резиденцию Горбачева возили. А как-то к ним в класс пришел Васильев смотреть мальчиков и выбрал для своего балета «Анюта» Илюшу. Спектакль ставился в крайне сжатые сроки, и приходилось работать в театре очень много. Такая жуткая нагрузка сжирала все силы ребенка. Он был похож на цыпленка по рубль семьдесят пять, такие продавались в то время – синюшные, кожа да кости, с длинными лапами, вечно торчащими из сумки. На родительских собраниях Елена Николаевна просила лучше кормить Ильку. А когда его кормить, если ребенок домой приползал только ночевать? Приходилось с собой накручивать ему «энергетическую смесь» из орехов, сухофруктов и меда. Доставала баночки с импортным детским питанием, нашпигованным витаминами; мы с маленьким Шуриком таскали его упаковками. И с завистью смотрела на родителей, которым приходилось «худеть» своих детей.

Все учебные годы Илька стоял в центре на средней палке, был лучшим. По классике имел пятерку, хотя нормой в те годы считалась тройка, даже четверки ставили редко. Не помню точно, в 4 или 5 классе к ним пришел Коля Цискаридзе, и с тех пор в классе стало два отличника. Коля был скромным и добрым мальчиком, мы с его мамой – очень приятной простой женщиной, часто общались на собраниях. Она рассказывала про свою работу физика; про коммуналку, где они стали жить; как тяжело было решиться на переезд в Москву. Мне было странно позже читать интервью Коли, где он говорил, о гонениях и притеснениях в училище. Ну, да, Пестов был очень жесткий, никому расслабиться не давал. Но я не помню, чтобы ребята в классе его обижали. Только один раз ему, вроде, здорово попало мячом, когда на переменке они играли в футбол, и Коля стоял в воротах.

В пятом классе у Илюши от перегрузок стало болеть колено, и зимой пришлось ложиться на операцию – удалять шляттер. Из обоймы выступлений он выпал, и больше в училищных спектаклях и концертах практически не участвовал. Но, уже не из-за колена. Как-то в разговоре со своими ребятами он ляпнул нелицеприятную фразу о Головкиной. Ей донесли, и кислород Ильке перекрыли. Директор училища была дама очень властная и полная хозяйка в своей вотчине, ничего поперек говорить было нельзя даже шепотом. Много классных педагогов уволилось из-за нее, и до сих пор ядро из крепких профессиональных преподавателей не восстановлено. Так что, Илюша попал под молот; в классе он был наравне с Колей, лучшим, Петр Антонович его хвалил, а сцены больше не было.

Правда, после окончания училища его взял к себе Григорович в новую молодежную труппу. И вот тут-то сцены было в избытке! Золотое наступило время: молодость, интересная работа, обилие поездок по миру. Когда у Григоровича изменились планы, и он закрыл молодежный проект, Ильку пригласил Таранда. Бурная жизнь забила еще круче, помимо интересных ролей и поездок, образовались теплые отношения с Майей Плисецкой. Да и общая атмосфера в молодежной труппе Имперского балета была замечательной. Ребята с азартом работали, а потом с таким же пылом развлекались, отрабатывая по полной программе то, что недополучили в жестком балетном детстве – ныряли в океан со скал, резались в компьютерные игры, носились и стреляли в пейнтбол. Как-то в Южной Америке они перед отъездом домой так увлеклись стрелялками, что почти всей труппой запрыгнули в самолет за секунду до отлета.

Все у Илюши было – прекрасные данные, отличная выучка; не было одного, главного для сцены – харизмы, апломба, желания сверкать и покорять публику. Эти качества невозможно воспитать, они есть или их нет. Когда я стала заниматься астрологией, то явно увидела это в его гороскопе. Толкать Ильку по карьерной лестнице было бесполезно, он тихо ускользал. Даже на Московском балетном конкурсе Григоровича его хватило только на первый тур, он прекрасно показался и не захотел идти дальше, хотя перспективы были замечательные. Ему звонили и просили продолжить, заметки в газете появились – куда пропал такой хороший мальчик под номером 13? А он яркой карьере предпочел иной путь – влюбился, женился, уехал в Америку, родил там двоих сыновей и начал давать уроки в балетной школе.

От сцены ушел, но зато, нашел себя как преподаватель классического танца. Много работает в МГАХ, изучает историю балета, стал преемником Пестова, защитился, выпустил уже несколько перспективных танцовщиков.         

Comments

michletistka
Nov. 19th, 2011 04:14 pm (UTC)
Замечательные заметки. Наслаждаюсь!
astrosite
Nov. 19th, 2011 04:18 pm (UTC)
а я думала скучно. интересно только сыночкам будет.
pantufla
Nov. 19th, 2011 08:34 pm (UTC)
Нет, напротив, очень интересно! Читается на одном дыхании!!
astrosite
Nov. 20th, 2011 04:00 am (UTC)
ну и ладушки. жизнь была длинная. писать еще много...................