?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Нам с Ленчиком в юности очень повезло - мы жили не только школой. Большую часть времени занимали походы. Наш учитель физики - Лев Николаевич, которого мы называли “Шеф”, увлекался туризмом и вечно таскал за собой кучу учеников. В выходные мы с ним ездили по Подмосковью, летом он организовывал длительные походы на байдарках, а зимой – катались на горных лыжах в Карпатах.

Байдарки строили сами по чертежам Шефа - весь год строгали, клеили и шили; таскали что-то из домов; покупали на свои сбережения. В школе в наших очумелых ручках погибла смертью храбрых домашняя зингеровская швейная машинка, за что мне крепко досталось от родителей. А уже весной, мы занимались сборкой байдарок в спортивном школьном зале; испытывали самодельные плавающие средства на Москве реке в майские праздники.

В походах Лев Николаевич ввел самоуправление, и заниматься всем хозяйством пришлось нам  самим. Мы закупали продукты, готовили, лечили, чинили байдарки. Шеф дал нам полную самостоятельность и свободу, а себе он оставил только общее руководство -  следил за маршрутом, выбирал стоянки, держал связь с родителями.

Я считаю, что формирование нас как личностей произошло именно в этих длительных поездках. И дело не только в том, что там было приобретено умение жить без нянек - готовить, убирать за собой, лечиться, следить за одеждой, чистотой. Мы рано поняли и приняли чувство ответственности за себя и товарищей; научились договариваться с разными людьми, находить выход из сложных ситуаций. А это дорогого стоит! 

Сейчас страшно подумать, что могло бы произойти с нами. Ведь мы были полностью предоставлены сами себе! Один учитель и тридцать тепличных домашних подростков. В условиях полной свободы и вседозволенности могли бы пойти на поводу у любых соблазнов! Но мы оставались чистыми.

 Конечно, ребята и некоторые девочки курили, иногда выпивали. Но, пожалуй, это были основные “прегрешения”. В походах нам было привольно, интересно. Физическая нагрузка  сочеталась с романтическими вечерами у костра, пением под гитару, купанием, осмотром достопримечательностей (магазинов) ближайших деревень. 

  Мы всегда радовались, когда в местном “супермаркете” удавалось купить страшные на вид ржавые банки с заправкой для борща. Но из них на костре удавалось сварить потрясающий суп! Кстати, самая вкусная еда была тогда, когда дежурила байдарка Ленчика и готовила Люба Шарапова (все школьные годы безуспешно пытавшаяся окрутить нашего папочку). Правда, однажды, они сварили куриный бульон, который можно было назвать “суп с перьями”.

Дело было так. У нас кто-то из ребят заболел, и мы решили подправить его здоровье куриным бульончиком. А так как готовых тушек в магазинах не наблюдалось, то Ленч отправился в деревню и купил там живую курицу. Рубить голову бедной птичке все отказались, и неприятную работу пришлось выполнять нашему папуле. Спокойно, без колебаний, твердой рукой он отделил куриную голову от туловища, но тут чумная птица вырвалась и понеслась! Это надо было видеть! Безголовая курица бегает по поляне, а несколько ребят под оглушительный визг девчонок пытаются ее поймать!   

В конце концов, ужасное представление кончилось. Оно произвело такое впечатление на всех нас, что никто не захотел дальше возиться с этой “спринтершей”. Пришлось Ленчику доводить до конца незнакомое дело по подготовке курицы к варке. Он честно до самого вечера плоскогубцами, потом пинцетом выщипывал по одному птичьи перья (мы не знали, что ее было достаточно ошпарить кипятком и опалить). К ночи полуфабрикат был готов. Не помню, ел ли этот бульон наш больной, но от вида этого супчика (много плавающих перьев в мутной воде) хотелось быстро-быстро бежать “в кусты”.

Не только Ленчик, а и я приобрела в походах кулинарный опыт. Но он был очень специфичный. Как-то дома после очередного похода я похвасталась родителям, что научилась варить кашу. Когда они (естественно) попросили “это”  продемонстрировать,  мне пришлось отказаться - я умела готовить только в ведре и не меньше, чем на 30 человек!

Вот так, несколько последних школьных лет мы провели в водных походах на Верхней Волге, Верхневолжских озерах, Селигере, Клязьме, Оке. На нашу свадьбу друзья даже байдарку подарили с надеждой на то, что мы продолжим заниматься водным туризмом. Но… как-то жизнь отвела от этого. Нам уже по 46 лет и верен байдаркам остался только Саша Граве - он до сих пор  ходит по очень сложным рекам, любит это дело.

На первом и втором курсах института мы еще в зимние каникулы ездили кататься на лыжах в Карпаты. А потом родился Илька, и наша походная жизнь закончилась.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
kuv_lun
Nov. 9th, 2011 01:35 pm (UTC)
Мне кажется это очень правильно, такие школьные походы. У нас тоже их устраивали, с 9го класса начиная. Но меня не пускали, а потом я школу сменила, и в новой ничего такого уже не было.
astrosite
Nov. 9th, 2011 01:40 pm (UTC)
я с 7 класса все каникулы в походах провела. мама не хотела пускать. но папа настоял. и был прав.
kuv_lun
Nov. 9th, 2011 01:45 pm (UTC)
а вот мой уступил... рада, что ваш оказался прав :)
sapovich
Nov. 9th, 2011 05:28 pm (UTC)
Уххх, для меня походы - это только лето:) А после первой и последней своей поездки на Селигер с 9-ю ночами в палатке, вечно влажными вещами, волосами и спальниками поняла, что все - больше не хочу. Кстати, мы тогда только познакомились с вирусогом и я оч-оч-оч просила меня увезти, когда он планировал поехать туда в пресс-тур. Но не поехал. Я думала, что даже здороваться не буду больше)))
astrosite
Nov. 10th, 2011 04:27 am (UTC)
поход и просто житье в палатке - совершенно разные процессы. мы ставили палатки только на ночь. а целый день плыли на байдарках. интересно было.
а в карпатах жили в горном приюте. тоже клево. красотень высоко в горах неописуемая....
( 5 comments — Leave a comment )